Рано утром отправляемся в путь. Совсем недалеко от дома
Наташи - Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Красивый
бело-голубой храм построен в конце 20 века на месте взорванного в 1976 году.
Через час пересекаем границу Ивановской и Ярославской области, и к 8-00 мы в
Ярославле.
Начинать краткое знакомство с городом решили с Ярославского
музея-заповедника. Оставляем машину на набережной Которосли, под стенами монастыря.
На возвышении – небольшая Казанская часовня, посвященная подвигу народного ополчения 1612 года.
Мимо скамьи примирения по мостику через ров направляемся к
входу в Спасо-Преображенский монастырь, в котором, собственно и располагается
музей.
Вход в музей открыт, но касса еще не работает. Нас не пускают, но
убалтываем смотрителей (кстати, здесь это случится еще раз). Спасибо отзывчивым
ярославцам! Около входа – лавка сувениров, правее – звонница.
Проходим в
глубину монастыря. На площадке перед настоятельскими покоями – памятник «Клятва
князя Пожарского». Это стела, посвящённая 1000-летию основания Ярославля, на
которой изображена одноимённая картина В. И. Нестеренко. Она установлена в 2010
году. Стела имеет форму огромного арочного окна. В оконном проёме в мозаичной
технике выполнена картина «Клятва князя Пожарского». Над картиной изображён
герб Ярославля. Сверху на стеле установлен крест.
Сразу за звонницей – Церковь ярославских Чудотворцев,
построенная в начале 17 века и перестроенная в классическом стиле (не очень
характерном для Ярославля) в первой половине 19 века.
Дорожка от церкви ведет к
келейным корпусам, за которыми видна пятиглавая краснокирпичная Богоявленская
церковь.
Обходим сквер и видим памятник копейке. Эта новая
достопримечательность появилась в Ярославле совсем недавно. Торжественное
открытие монумента состоялось в 2013 году. Памятный знак выглядит убедительно и
возвышается на три метра. В его центре представлена увеличенная копия монеты,
повторяющая овальную форму и рельеф оригинала. Почему же увековечена копейка?
Эти монеты выпускались в Ярославле с марта по июль 1612 года на временно
открытом монетном дворе во время нахождения здесь ополчения Минина и
Пожарского. По сути это была важнейшая денежная единица страны, обеспеченная
драгоценным металлом. Чеканилась монета из серебра, имела размер 19x14 мм и
весила около полуграмма. Копейка находилась в широком обращении, и эти деньги
шли на содержание народного ополчения. Именно эта крохотная монетка, в
простонародье "чешуйка", внесла немалый вклад в победу над
интервентами и в борьбу за независимость России.
Перед зданием келейного корпуса – небольшая пасека, ульи
которой выполнены в виде церквей! Очень интересно и необычно!
Рядом, за стеной Преображенского собора – небольшая
Трифоновская часоня, в которой покоятся мощи святых.
Но нас, конечно, интересует звонница с церковью Богоматери Печерской. Вот сюда-то,
наверх, хочется попасть! Но у нас нет билетов… Спасибо замечательной
служительнице. Мало того, что она пустила нас на звонницу, так еще и рассказало
много интересного.
Звонница – самое высокое сооружение монастыря (около 32 м).
Основная часть звонницы – нижняя, которая была выстроена во
второй половине 16 столетия в виде огромной мощной стены с парой приземистых
арок звона, расположенных во втором ярусе и парой широко выставленных каменных
шатров.
На протяжении 1808 и 1809 годов шатры звонницы полностью
разбираются, при этом проводятся строительные работы по надстройке нового
яруса, который выглядел как трехпролетная аркада, перекрытая сводами.
В конце 1824 года все строительные работы в рамках звонницы
окончательно завершаются – появляется выполненная в классическом стиле
беседка-ротонда, оснащенная восьмью опорными столбами, а также большим круглым
куполом.
Верхний ярус звонницы Спасо-Преображенского монастыря –
прекрасное место, с которого можно увидеть наиболее важную историческую часть
Ярославля. В конце 1991 года на нее снова были подняты колокола, которые уже
долгое время находились в стороне от колокольни. На сегодняшний момент на ярусе
звона расположено восемнадцать колоколов, датирующихся 16 – началом 20
столетиями петербургского, ярославского, голландского и псковского литья. Самый
внушительный колокол-благовестник весит примерно 115 пудов. Сегодня звонница
действует в рамках своего прямого назначения, ведь регулярно звучащий звон
колоколов вернул ей статус первой звонницы в Ярославле.
По узенькой лестнице поднимаемся сначала на второй, а потом
и на третий ярус звонницы. Обходим вокруг, любуемся на чудесные виды Ярославля,
стены и башни монастыря, Волгу и Которосль.
Вдалеке видим нашу машинку (очень далеко)!
Внизу от души благодарим служительницу за доброе отношение.
Но она идет еще дальше, и позволяет заглянуть в церковь Печерской Иконы
Богоматери, полюбоваться расписанным прямо на стене иконостасом. Красота!!!
Увы, Спасо-Преображенский собор закрыт, и мы не смогли
увидеть интерьер этого самого древнего храма монастыря.
По Воскресенскому бульвару двигаемся к центру города.
Любуемся интересным оформлением гостиницы «Иоанн Васильевич», фотографируемся
на фоне «Князь-пушки».
В центре бульвара распологается памятный знак «Нулевой километр Золотого Кольца». На дореволюционном столбе, обнаруженном во время реконструкции исторического центра, расположены указатели с точным расстоянием до городов, входящих в прославленный маршрут, а вокруг размещены карта и гербы городов «Золотого кольца».
В центре бульвара распологается памятный знак «Нулевой километр Золотого Кольца». На дореволюционном столбе, обнаруженном во время реконструкции исторического центра, расположены указатели с точным расстоянием до городов, входящих в прославленный маршрут, а вокруг размещены карта и гербы городов «Золотого кольца».
Выезжаем на площадь перед зданием Правительства Ярославской
области. В центре ее – миниатюрная, но очень красивая часовня Александра
Невского.
По сравнению с древними жемчужинами Ярославля – монастырями
и церквями с многовековой историей, часовня как архитектурный памятник молода.
Она появилась в городе в конце XIX века.
Поводом для строительства часовни стало спасение членов
царской семьи во время крушения железнодорожного состава под Харьковом.
Трагедия произошла осенью 1888 года, и то, что Александр III и его близкие
остались живы, многими в России воспринималось как чудо.
Эта часовня выполнена в традиционном для Руси стиле –
восьмерик на четверике. Шатер храма покрывает керамическая плитка, которая по
серому оттенку и фактуре напоминает древний осиновый лемех. Поверх красивого
невысокого шатра установлен золотой купол. С западной стороны к часовне
пристроено шатровое по форме крыльцо, имеющие по бокам бочкообразные столбы -
кубышки. А с востока – полукруглая алтарная апсида, увенчанная миниатюрной золоченой
главкой.
Само здание построено из красного кирпича, а его
декоративные элементы, выполненные в традициях второй половины XVII века, имеют
белый цвет. Часовня богато украшена в стиле ретроспективизм - ширинками с
затейливыми изразцами, городчатыми карнизами и кокошниками.
Вокруг часовни – великолепная выставка достижений городов и
районов Ярославской области! Прекрасно и показательно. Каждый город имеет свою
изюминку, и каждый по-своему показывает свои успехи!
Выходим на Советскую площадь. Полукругом ее обрамляют
правительственные здания, а в центре – церковь Илии Пророка – одна их главных
достопримечательностей города.
Я не буду много рассказывать об истории церкви, кому
интересно, прочитайте, например https://tonkosti.ru/Церковь_Ильи_Пророка
Расскажу о наших впечатлениях. Это просто потрясающе! Нигде
до этого, и после тоже, не видели такого количества прекрасно сохранившихся
фресок, изразцов, потрясающей тонкой золотой резьбы! Просто смотрите и
любуйтесь на это чудо русских художников!
Вернувшись к машине у часовни Александра Невского, были приятно удивлены: На площади заработали фонтаны. Даже нас, избалованных Петергофом, порадовали красивые и мощные струи фонтана.
Направляемся к еще одной Топовой достопримечательности
Ярославля – Театру Драмы имени Федора Волкова. Он расположен на площади
Волкова, красив классической красотой и немного напоминает здание нашей
Александринки.
Рядом – памятник актеру.
А напротив – старинная Знаменская (Власьевская) башня и Знаменская церковь. Необычное сдвоенное здание, построенное еще во времена средневековья - один из древнейших сохранившихся архитектурных памятников города.
Рядом – памятник актеру.
А напротив – старинная Знаменская (Власьевская) башня и Знаменская церковь. Необычное сдвоенное здание, построенное еще во времена средневековья - один из древнейших сохранившихся архитектурных памятников города.
Древний Ярославль, вплоть до XVI века был сплошь деревянным.
Но в XVII веке в городе началось большое каменное строительство. Кремль и
Земляной город обустроили шестнадцатью мощными оборонительными башнями, четыре
из которых были проездными и играли роль городских ворот. Со всех башен велось
наблюдение за границами Ярославля, и в каждой содержался воинский гарнизон,
способный оказать сопротивление в случае нападения неприятеля. До сегодняшних
дней сохранились лишь две из этих башен - Волжская (Арсенальная) и Власьевская
(Знаменская).
Кирпичная башня в основании имеет форму квадрата и
возвышается на четыре яруса. Толщина ее стен местами достигает шести метров.
В прежние времена башня была оборудована мостом через Угличскую дорогу и отводной стрельницей (захабом), которые разобрали в 1820 году. Венчавший ее большой шатер и набатный колокол "погибли" при пожаре 1711 года.
В прежние времена башня была оборудована мостом через Угличскую дорогу и отводной стрельницей (захабом), которые разобрали в 1820 году. Венчавший ее большой шатер и набатный колокол "погибли" при пожаре 1711 года.
В нижнем башенном ярусе есть ворота для проезда.
Первоначально в них были закреплены опускные железные решетки (герсы), щели от которых сохранились до наших дней. На втором и третьем ярусах сделаны узкие окна-бойницы для ведения боя из мушкетов и варницы, из которых врагов могли облить кипящей смолой. Верх башни венчали зубцы «ласточкин хвост».
Первоначально в них были закреплены опускные железные решетки (герсы), щели от которых сохранились до наших дней. На втором и третьем ярусах сделаны узкие окна-бойницы для ведения боя из мушкетов и варницы, из которых врагов могли облить кипящей смолой. Верх башни венчали зубцы «ласточкин хвост».
В 1883 году над старым оборонительным зданием обустроили
пятый ярус, предназначавшийся для большой емкости на 16 тыс. ведер воды,
превратив его в водонапорную башню. Бак сверху закрыли декоративной башенкой,
которую видно и сегодня. Так Власьевская башня приобрела необычный
северо-итальянский вид и стала составной частью созданного ярославского водопровода.
Вода с волжского берега поступала в осадочные емкости, а потом по чугунному
водопроводу подавалась в бак на Власьевской башне. Водопровод в те времена
протянулся на 5 км и обеспечивал водой около 500 домов из 7000 частных
домовладений существовавших в городе.
Когда строилась башня, на ее восточной стене была написана
икона Божией Матери «Знамение», а на западной – икона Спаса. К настенному
образу Богоматери проложили деревянную лестницу. Этот образ вскоре прославился
у жителей города, как чудотворный.
Необычную церковь пристроили к Власьевской церкви с
восточной стороны в 60-е годы XVII века. Первоначально это была деревянная
часовня, освященная в честь почитаемой православной иконы и приписанная к
Афанасьевскому монастырю. В 1673 году деревянное сооружение решили заменить на
каменное. Строительство было долгим и растянулось на 6 лет. Новую часовню
освятили только в 1679 году.
Позже храмовое здание несколько раз перестраивалось (1779,
1861, 1864 гг.), и наконец в 1897 году во время реконструкции оно приобрело
известные нам сегодня формы и было украшено нарядными арками и резными
карнизами.
Церковь выполнена во втором ярусе, над проездом башни. Она
сделана из кирпича в псевдорусском стиле, в котором смешались черты модерна и
византийских традиций. Этот храм имеет одну луковичную главку и оштукатурен по
фасадам. В 1990-е году чешуйчатое покрытие главки было заменено на гладкую
позолоту.
Позади Знаменской башни установлен камень, на котором
высечены названия городов-побратимов Ярославля.
Напротив башни находим «Евростоловую» и вспоминаем, что
давно ничего не ели… Заходим. Очень приличный интерьер, быстрое обслуживание и
вполне приемлемые цены.
Подкрепившись, направляемся к Успенскому собору.
Подкрепившись, направляемся к Успенскому собору.
Оставляем машину около церкви Спаса на Городу и пешочком
двигаемся дальше.
За зеленью деревьев – белоснежный собор с золотыми куполами.
Успенский собор — самый древний храм Ярославля, заложенный ещё в начале 13 века. За свою историю храм несколько раз горел и был разрушен, а в 1930-е годы и вовсе взорван, а на его месте разбит парк. Сегодня стрелку Волги и Которосли украшает восстановленный в 2000-е годы Успенский собор.
За зеленью деревьев – белоснежный собор с золотыми куполами.
Успенский собор — самый древний храм Ярославля, заложенный ещё в начале 13 века. За свою историю храм несколько раз горел и был разрушен, а в 1930-е годы и вовсе взорван, а на его месте разбит парк. Сегодня стрелку Волги и Которосли украшает восстановленный в 2000-е годы Успенский собор.
Собор украшен надвратной изразцовой иконой. Она самая
большая в мире – ее площадь равна тридцати семи квадратным метрам. Для того
чтобы создать икону, городские мастера использовали более одной тысячи изразцов.
Рядом с собором, на месте, где когда-то стояла колокольня,
на временной звоннице размещены колокола.
Около Успенского собора со стороны Стрелки установлена
статуя Троицы. Необычно, таких скульптурных изображений больше нет.
Двигаемся дальше в сторону Стрелки, мимо скамеек, украженных
изображением медведя – символа города. В конце аллеи – камень на месте
основания Ярославля.
Со смотровой площадки любуемся видом на Волгу, набережную и
парк Стрелку.
На самом дальнем окончании Стрелки – памятник 1000-летию Ярославля, а за ним просматриваются купола Златоустовской церкви в Коровниках, что находится на противоположном берегу Которосли.
На самом дальнем окончании Стрелки – памятник 1000-летию Ярославля, а за ним просматриваются купола Златоустовской церкви в Коровниках, что находится на противоположном берегу Которосли.
По Волжской набережной двигаемся в сторону Октябрьского
моста. Около Мякушинского спуска - Губернаторская беседка.
Подъезжаем к Семеновскому мосту через Волжский бульвар.
Здесь – памятник Н.А. Некрасову.
Далее – комплекс из двух церквей – Благовещенской и Вознесенской. Краснокирпичная Благовещенская построена в 17 веке и была неотапливаемой. В 18 веке рядом была построена белоснежная теплая Вознесенская церковь, а в конце 19 века возведена колокольня. Так и получился необычный церковный ансамбль из таких разных церквей.
Далее – комплекс из двух церквей – Благовещенской и Вознесенской. Краснокирпичная Благовещенская построена в 17 веке и была неотапливаемой. В 18 веке рядом была построена белоснежная теплая Вознесенская церковь, а в конце 19 века возведена колокольня. Так и получился необычный церковный ансамбль из таких разных церквей.
Во дворе ансамбля – Золотая карета. Её изготовил и подарил
на тысячелетие города мастер из Томска Александр Соболев. Благовещенский храм считается
городским центром венчания. Здесь находится икона муромских святых Петра и
Февроньи с частицей мощей. Они издавна считаются покровителями долгого и
счастливого супружества. Поэтому карета с обручальными кольцами наверху здесь
находится очень даже к месту, в ней любят фотографироваться молодожены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий