От Мышкина до Углича долетаем за 40 минут. Дорога хорошая, красивые виды, погода отличная. За время пути усиленно заряжаю всю свою технику, готовность к работе - на 5+!
На противоположный берег Волги переезжаем по плотине Угличской ГЭС, мимо шлюзового канала. С нее открываются чудные виды на храмы и купола Углича.
Оставляем машину на Успенской площади, около дома купцов Евреиновых. Сейчас в этом красивом здании помещается городской ЗАГС. Рядом - розовое здание Торговых рядов, напротив - желтое резное деревянное здание публичной библиотеки и музея городского быта.
По Никольскому мосту входим на территорию Кремля. Справа у входа - здание Городской Думы, последняя постройка Кремля, отличный пример
строгого русского классического стиля архитектуры.
Прямо перед нами - жемчужина Угличского Кремля - Спасо-Преображенский собор — великолепный
образец ярославского зодчества 17 века. Стройный небольшой храм с центральным
куполом и окружающими его четырьмя главками.
На его стенах и сводах можно увидеть 59 фресок с сюжетами Нового Завета.
Несмотря на то, что они представляют из себя копии произведений эпохи
Ренессанса, выполнил их местный уроженец в начале 19 века.
Ну а шестиярусный иконостас включает иконы 17-19 веков,
написанные московскими мастерами иконописи.
Колокольня собора
знаменита тем, что именно отсюда в 1591 году прозвучал тревожный набат, когда
царевич Дмитрий был обнаружен мёртвым. Первоначальный набор колоколов не
сохранился, но колокольня, как встарь, отбивает время — на ней установлен
современный часовой механизм.
Церковь царевича Дмитрия
на крови — изящный образец русского зодчества с пятью лазурными главками,
небольшой колокольней и красно-белым фасадом.
От церкви открывается вид на речной порт. Здесь всегда много туристических судов и туристов.
Рядом с церковью - наверное, самое красивое здание Кремля - Палаты удельных князей - одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России.
Они входили в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом. Перед зданием - памятник невинно убиенному цесаревичу Дмитрию.
Прогулявшись по тенистым аллеям Кремля, выходим обратно на Успенскую площадь. Здесь, в парке, небольшая часовня Александра Невского - памятник защитникам Отечества во все времена.
А дальше - Казанская церковь постройки 1778 года.
По Ростовской улице едем в Богоявленский монастырь. Он основан 700 лет
назад и дошел до наших дней в виде нескольких храмов и келейных корпусов.
Богоявленский собор построен под
руководством Константина Андреевича Тона, создателя храма Христа Спасителя в
Москве. Это — самая крупная церковь в Угличе, она отличается строгим, даже
скромным силуэтом. Ее гордость — гигантские главы, лазурные с золотыми звездами, и большие полукруги сводов, в которых вставлены
расписные металлические листы. В соборе и на территории монастыря идет активная реставрация.
Самый старый
каменный храм монастырского комплекса - Смоленская церковь 1700 года постройки, созданная в типично ярославском стиле с красно-белыми фасадами.
Федоровский храм,
открытый в 1818 г., построен в нетипичном для Углича стиле классицизм. Рядом с ним строится высокая ярусная колокольня, копия разрушенной в 30-е годы 20 века.
По Спасской улице едем в Воскресенский монастырь. Здесь сразу две достопримечательности рядом. На самом берегу Волги - церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая считается самой красивой в городе.
У церкви интересная и трагическая история.
В июньский день 1663 года Углич потрясло трагическое событие - пропал малолетний сын богатейшего угличского купца Никифора Чеполосова. Все поиски были напрасны, и родители отчаялись. Спустя почти месяц, 2 июля, тело убиенного младенца Иоанна было найдено под слоем мха в болоте. Выяснилось, что младенца убил затаивший зло на купца его приказчик Федор Рудак. Безутешный отец решил почтить столь трагично погибшего сына. Для этого в 1689-1691 гг. он строит в камне теплую Предтеченскую церковь.
Словно по контрасту с мощными объёмами Воскресенского монастыря безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее когда-то Н.К.Рериха, изобразившего его в картине «Углич». Долгое время архитектура крыльца, подвергшегося в 19 веке значительным переделкам, оставалась загадкой. В процессе исследований выяснилось, что крыльцо относится к редкому типу «уступчатых».
Предтеченская церковь на редкость нарядна. Радует глаз золотистый цвет окраски наружных стен, на фасадах храма, как драгоценные камни, сверкают многоцветные изразцы. Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды.
С берега Волги любуемся плотиной Угличской ГЭС, золотыми куполами Воскресенского монастыря и неторопливым течением реки.
У церкви интересная и трагическая история.
В июньский день 1663 года Углич потрясло трагическое событие - пропал малолетний сын богатейшего угличского купца Никифора Чеполосова. Все поиски были напрасны, и родители отчаялись. Спустя почти месяц, 2 июля, тело убиенного младенца Иоанна было найдено под слоем мха в болоте. Выяснилось, что младенца убил затаивший зло на купца его приказчик Федор Рудак. Безутешный отец решил почтить столь трагично погибшего сына. Для этого в 1689-1691 гг. он строит в камне теплую Предтеченскую церковь.
Словно по контрасту с мощными объёмами Воскресенского монастыря безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга. В северном приделе её в 1960-е годы реставраторы обнаружили аркасолий (нишу), где захоронен Ваня Чеполосов.
В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее когда-то Н.К.Рериха, изобразившего его в картине «Углич». Долгое время архитектура крыльца, подвергшегося в 19 веке значительным переделкам, оставалась загадкой. В процессе исследований выяснилось, что крыльцо относится к редкому типу «уступчатых».
Предтеченская церковь на редкость нарядна. Радует глаз золотистый цвет окраски наружных стен, на фасадах храма, как драгоценные камни, сверкают многоцветные изразцы. Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды.
С берега Волги любуемся плотиной Угличской ГЭС, золотыми куполами Воскресенского монастыря и неторопливым течением реки.
Погуляв по берегу Волги, направляемся к белоснежным стенам монастыря.
Исторических
сведений о дате постройки нет, но впервые он упоминается в летописях во второй
половине 15 века, тогда еще как небольшой деревянный храм, прижавшийся почти к
самому берегу Волги. Современный вид монастырь обрел в 1674-1677 гг. — по
указанию ростовского митрополита Иона Сысоевича его построили из камня и на
новом месте (подальше от разрушающегося берега).
Каменный ансамбль
состоит трех строений, соединенных галереей. С северной стороны возвышается пятиглавый Воскресенский собор — к
величественному зданию с севера и юга прилегают приделы, соединенные галереей,
опоясывающей здание. Внешний декор собора разнообразен — стены, главный барабан
и аркада галереи украшены поливными изразцами, порталы оформлены рисунками из
декоративного кирпича. Иконостас, в целом, новый, сохранились лишь несколько
старинных икон.
С южной стороны к
собору примыкает звонница с небольшой
главкой. Она состоит из 4 ярусов — нижний в былые времена служил воротами
на территорию монастыря, второй ярус — служебный. Третий и четвертый отданы под
церковь Марии Египетской и «ярус звона» соответственно.
За звонницей
находится трапезная с часовой башней. К ней примыкает маленькая
церковь Одигитрии, не особо богатая на украшения. История не пощадила ее, и те
небольшие фрагменты старых фресок, что мы наблюдаем сейчас — лишь тень былого
убранства.
Мы успели перед закрытием заглянуть в галерею и церковь Марии Египетской, буквально на пять минут. Сфотографировать не успела, только снаружи.
Направляемся в сторону Ростова. По пути - Алексеевский монастырь. Несмотря на позднее время, заезжаем ненадолго.
Угличский Алексеевский монастырь — один из
древнейших в России. Он был основан в конце 14 века митрополитом Алексием, но
разрушен почти до основания в период польско-литовской интервенции начала 17
века. Архитектурная доминанта монастыря — изящная трёхшатровая Успенская церковь с
трапезной, которую в старину за небывалую красоту называли Дивной. Ажурная каменная резьба и возносящиеся ввысь белоснежные ярусы — волнующий пример настоящего русского религиозного зодчества. Подобно Храму Василия Блаженного в Москве, это храм-памятник, построенный в память о жителях Углича, погибших во времена польско-литовской интервенции. Сейчас церковь реставрируется.
Рядом - церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1688 году. В Угличе это первая пятиглавая бесстолпная церковь с асимметричным приделом. Построена она по типу храмов Ярославля этого периода. В убранстве фасадов интересны наличники с килевидными кокошниками, а также полихромные изразцы, которые украшают ширинки лопаток паперти и придела.
Выезжаем на Ростовскую улицу, справа видим изящную бело-розовую церковь. Это церковь Царевича Димитрия «на поле». Существующий ныне каменный храм был построен в 1798-1814 годах. Но постройке нынешнего храма предшествовала долгая история, о которой сложено предание…
3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилки с мощами неожиданно остановились, и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение.
Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.
Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня. В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты. А спустя еще полвека чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови»).
Церковь "на поле" - типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни.
Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. Сюда были свезены уцелевшие святыни и иконы со всего Углича. В 1989 году храму в дар были переданы мощи святого благоверного угличского князя Романа в серебряной раке. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время польско - литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее.
Еще 80 километров, и мы будем в Ростове, крайней точке нашего путешествия по городам Золотого Кольца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий